Римские каникулы / Roman Holiday (1953)

Римские каникулы

Однодневная сказка

Фильм «Римские каникулы» давно и прочно обосновался в своего рода «золотом фонде» мирового кинематографа. По сути он представляет собой одну из первых романтических комедий, своеобразную историю о Золушке «наоборот», где вместо замарашки у камина мы видим самую настоящую принцессу, а вместо прекрасного принца – обычного язву-журналиста.Римские каникулы

Главная героиня фильма – принцесса Анна, роль которой исполняет Одри Хепберн. Она прибывает в Рим с официальным визитом, но, совсем по-детски устав от тяжелейшего груза ответственности на плечах, сбегает прочь, подальше от жесткого графика, многочисленных встреч и утомительных обязанностей, на залитые солнцем улицы вечного Рима. Но принятое незадолго до побега успокоительное очень не вовремя действует, и девушка засыпает на улице, чтобы, проснувшись, познакомиться с одним из римских журналистов. Тут и разворачивается ее трогательная история о воплощенной на один день мечте любой принцессы: целый день Анну окружают нормальная жизнь, обаятельный ухажер и, конечно же, вспыхнувшая в одну минуту любовь…

Сейчас эта кинолента, принесшая в далеком 1953 Одри Хепберн всемирную славу и заслуженный «Оскар», едва ли сможет поразить кого-то оригинальным сюжетом или глубокими, сложными образами. Но это не значит, что фильм устарел. Напротив, сейчас он выглядит настолько непосредственным и наивным, что сложно не получить удовольствия от этой простой истории любви.

Римские каникулыИнтересно, что в фильме не планировали снимать ни Грегори Пека, исполнитель главной мужской роли, ни Одри Хепберн. Изначально роли самовлюбленного журналиста Джо Брэдли и восторженной принцессы Анны были написаны для Кэри Гранта и Элизабет Тейлор. Но Хепберн талантливо проявила себя на пробах (те пробные кадры потом вошли в историю сами по себе, в отрыве от фильма), а Пек согласился заменить Гранта, когда тот отказался, сославшись на возраст. Менялся и режиссер фильма: изначально им должен был быть Фрэнк Капра («Эта замечательная жизнь», «Дыра в голове»), но в итоге шедевр своего времени создал Уильям Уайлер («Как украсть миллион», «Коллекционер»). Уникальная история связана даже со сценарием этого фильма. Хотя сценаристом «Римских каникул» всегда был Далтон Трамбо («Мотылек», «Исход», «Спартак»), но он был вынужден не раскрывать своего имени из-за начавшихся политических гонений. В итоге полученную «Римскими каникулами» золотую статуэтку «Оскара» присудили сначала Йену МакЛеллану Хантеру, и лишь в 1993 году справедливость восторжествовала: вдова Далтона Трамбо получила заслуженного ее мужем «Оскара».

Словом, неудивительно, что фильм с такой сложной и неоднозначной историей, снятый буквально вопреки всему, занял столь видное место в мировом кинематографе. Эта наивная и искренняя, романтичная и печальная, трогательная и незабываемая картина по-прежнему волнует души зрителей вне зависимости от того, к какому поколению те принадлежат. Здесь действительно нет крутых сюжетных поворотов, но зато есть непревзойденный стиль и шарм, определенная атмосфера, в которой нет-нет да проглянет истинно римские величие и вечность.

Режиссер: Уильям Уайлер

Сценарий: Далтон Трамбо

В главных ролях: Одри Хепберн в роли принцессы Анны и Грегори Пек в роли Джо Брэдли.

Страна: США

Жанр: романтика, комедия

Премии:

Оскары за лучшая женскую роль (Одри Хепберн), за лучший сценарий игрового фильма (Далтон Трамбо) и за лучшую работу художника по костюмам в черно-белых фильмах в 1954 году; Золотой глобус за лучшую женскую роль (Одри Хепберн) в 1954 году.

Цитата из фильма:

Самое лучшее лекарство — делать так, как вам угодно. (с)

Анна

Римские каникулыРимские каникулыРимские каникулыРимские каникулы


Rambler's Top100 _